Доклады, отчеты по вопросам противодействия коррупции
Понятие коррупции
Коррупция выступает как сложное социальное явление, которое зародилось в глубокой древности и продолжает существовать в настоящее время практически во всех странах мира.
Коррупция [лат. corruptio] означает подкуп; подкупность и продажность общественных и политических деятелей, государственных чиновников и должностных лиц.
Коррумпировать [лат. corrumpere] — подкупать кого-либо деньгами или иными материальными благами.
Определение «corrumpere» в римском праве трактовалось самым общим образом как повреждать, ломать, разрушать, подкупать и означало противоправные действия в судебной практике. Это понятие произошло от сочетания латинских слов «correi» — несколько участников в одной из сторон обязательственного отношения по поводу единственного предмета и «rumpere» — ломать, повреждать, отменять. В результате образовался самостоятельный термин, который предполагал участие в деятельности нескольких (не менее двух) лиц, целью которых являлась порча или повреждение нормального хода судебного процесса или процесса управления делами общества.
Римские юристы делили право на частное и публичное. Публичное право выражало интересы государства, а частное — интересы частного лица. Частное и публичное разделяются по способам регулирования правовых отношений. В одних областях государственная власть предписывает гражданам, во имя общего государственного порядка, обязательное для них поведение для определенного момента и при определенных условиях. Сюда относятся все отрасли публичного права: государственное, уголовное, финансовое и т.д. В области же частного права или гражданского государственная власть воздерживается от непосредственного и властного регулирования отношений. Здесь она предоставляет возможность регулирования множеству самостоятельных единиц, которые выступают как субъекты права. Такими субъектами являются отдельные индивиды (физические лица) и различные искусственные образования (объединения или учреждения) или так называемые юридические лица. Все эти субъекты права предполагаются носителями собственной воли и инициативы и именно им предоставляется возможность регулирования взаимных отношений друг с другом. Государство не определяет эти отношения принудительно, а лишь занимает позицию органа, охраняющего то, что будет определено другими.
В научной, учебной и общественно-публицистической литературе существуют различные определения коррупции. Толковый словарь русского языка характеризует коррупцию как подкуп взятками, продажность должностных лиц, политических деятелей.
В учебнике для вузов «Уголовное право России» указывается, что «В широком смысле слова коррупция — это социальное явление, поразившее публичный аппарат управления, выражающееся в разложении власти, умышленном использовании государственными и муниципальными служащими, иными лицами, уполномоченными на выполнение государственных функций, своего служебного положения, статуса и авторитета занимаемой должности в корыстных целях для личного обогащения или в групповых интересах».
В справочном документе ООН о международной борьбе с коррупцией последняя определяется как «злоупотребление государственной властью для получения выгоды в личных целях».
Это понятие включает в себя взяточничество (дачу вознаграждения для совращения лица с позиции долга), непотизм (замещение по протекции доходных или выгодных должностей родственниками или «своими людьми») и незаконное присвоение публичных средств для частного использования.
Рабочее определение междисциплинарной группы по коррупции Совета Европы гораздо шире. Коррупция представляет собой взяточничество и любое другое поведение лиц, которым поручено выполнение определенных обязанностей в государственном или частном секторе и которое ведет к нарушению обязанностей, возложенных на них по статусу государственного должностного лица, частного сотрудника, независимого агента, или иного рода отношений и имеет целью получение любых незаконных выгод для себя и других.
В докладе, подготовленном Советом по внешней и оборонной политике и Региональным общественным фондом «Индем», указывается, что «под коррупцией (в узком смысле слова) понимают ситуацию, когда должностное лицо принимает противоправное решение (иногда решение морально неприемлемое для общественного мнения), из которого извлекает выгоду некоторая вторая сторона (например, фирма, обеспечивающая себе благодаря этому решению государственный заказ вопреки установленной процедуре), а само должностное лицо получает незаконное вознаграждение от этой стороны. Характерные признаки данной ситуации: принимается решение, нарушающее закон или неписаные общественные нормы, обе стороны действуют по обоюдному согласию; обе стороны получают незаконные выгоды и преимущества, обе стараются скрыть свои действия».
Многообразие точек зрения на определение коррупции свидетельствует о сложности этого явления и требует более глубокого и всестороннего его изучения. В этой объемной работе целесообразно было бы сосредоточиться на следующих двух аспектах. Во-первых, углублении теоретического уровня познания коррупции, а именно, формировании ее категориального аппарата, исследования причин возникновения и факторов, способствующих ее развитию, влиянию на экономическую, социальную и политическую жизнь общества и др. Во-вторых, четкого правового определения коррупции и формирования системы практических мер по борьбе с этим явлением.
Теоретически возникновение и существование коррупции становится возможным с момента обособления функций управления в общественной и хозяйственной деятельности. Именно в этом случае у должностного лица (управленца) появляется возможность распоряжаться ресурсами и принимать решения не в интересах общества, государства, фирмы, а исходя из своих личных корыстных побуждений. Исторически это относится ко времени формирования первых классовых обществ и государственных образований в древнейших центрах человеческой цивилизации: Египте, Месопотамии, Индии, Китае в III-II тысячелетиях до н.э.
Исходя из этого, коррупция, на наш взгляд, в самом общем виде как социально-экономическая категория выражает отношения, складывающиеся между должностными лицами и отдельными членами общества по поводу использования возможностей занимаемой должности с целью получения личной выгоды в ущерб интересам третьей стороны (общества, государства, фирмы).
Субъектами коррупционных отношений выступают с одной стороны должностные лица, с другой стороны — представители легального и нелегального частного сектора.
Объектом коррупции могут являться практически все установленные и охраняемые законом общественные и хозяйственные отношения.
В интересах борьбы с коррупцией необходимо более четкое правовое определение этого явления. К сожалению, в современном действующем российском законодательстве определение коррупции отсутствует. Это объясняется тем, что, несмотря на десятилетнюю работу, закон «О борьбе с коррупцией» в нашей стране до настоящего времени не принят.
Проблема необходимости борьбы с коррупцией стала очевидной уже в начале 90-х гг. К этому времени были подготовлены и представлены в Верховный Совет СССР несколько проектов, направленных на борьбу с коррупцией. До принятия закона о борьбе с коррупцией Президентом РФ был издан Указ «О борьбе с коррупцией в системе государственной службы» № 361 от 4 апреля 1992 г. В этом Указе отмечались последствия, порождаемые этим негативным явлением, и определялся ряд мер, направленных на борьбу с коррупцией. Указ был шагом в правильном направлении, однако мало что решал и слабо исполнялся. Понятие коррупции в этом Указе не давалось.
20 июня 1993 г. Верховным Советом РФ был принят Закон РФ «О борьбе с коррупцией». Однако этот Закон не был подписан Президентом РФ и не вступил в действие. После роспуска Верховного Совета РФ Нижняя палата нового парламента — Государственная дума — продолжила работу над совершенствованием проекта Закона. Федеральный закон «О борьбе с коррупцией» в новой редакции дважды принимался Государственной думой РФ и в декабре 1995 г. был одобрен Верхней палатой — Советом Федераций РФ. Однако в конце декабря этого же года он был отклонен Президентом РФ.
В ноябре 1997 г. Государственная дума приняла в третьем чтении Федеральный закон «О борьбе с коррупцией». Однако из-за ряда юридических и технических недоработок этот нормативный акт не прошел остальные стадии законотворчества.
Хронология работы над подготовкой Закона «О борьбе с коррупцией» позволяет видеть, что в России в современных условиях сложилась парадоксальная ситуация. С одной стороны, коррумпированность государственного аппарата и ряда негосударственных структур стала широко известным фактом, приобрела массовый характер и наносит обществу огромный ущерб. С другой стороны, совершенно очевидно, что принятие этого закона и формирование системы борьбы с коррупцией в целом в России откровенно сдерживается.
В настоящее время продолжается работа по подготовке Закона РФ «О борьбе с коррупцией». В статье 2 проекта Федерального закона «О борьбе с коррупцией» коррупция определяется как «непредусмотренное законом принятие материальных и иных благ и преимуществ лицами, уполномоченными на выполнение государственных функций, или лицами, приравненными к ним, путем использования своего статуса и связанных с ним возможностей (продажность), а также подкуп указанных лиц путем противоправного предоставления им физическими и юридическими лицами этих благ и преимуществ».
Виды коррупции
В зависимости от сферы деятельности следует различать следующие виды коррупции:
Коррупция в сфере государственного управления.
Парламентская коррупция.
Коррупция на предприятиях.
Коррупция в сфере государственного управления имеет место потому, что существует возможность государственного служащего (чиновника) распоряжаться государственными ресурсами и принимать решения не в интересах государства и общества, а исходя из своих личных корыстных побуждений.
В зависимости от иерархического положения государственных служащих коррупция может подразделяться на верхушечную и низовую.
Первая охватывает политиков, высшее и среднее чиновничество и сопряжена с принятием решений, имеющих высокую цену (формулы законов, госзаказы, изменение форм собственности и т.п.). Вторая распространена на среднем и низшем уровнях и связана с постоянным, рутинным взаимодействием чиновников и граждан (штрафы, регистрации и т.п.).
Часто обе заинтересованные в коррупционной сделке стороны принадлежат к одной государственной организации. Например, когда чиновник дает взятку своему начальнику за то, что последний покрывает коррупционные действия взяткодателя — это также коррупция, которую обычно называют «вертикальной». Она, как правило, выступает в качестве моста между верхушечной и низовой коррупцией. Это особо опасно, поскольку свидетельствует о переходе коррупции из стадии разрозненных актов в стадию укореняющихся организованных форм.
Большинство специалистов, изучающих коррупцию, относит к ней и покупку голосов избирателей во время выборов.
Избиратель обладает по Конституции ресурсом, который называется «властные полномочия». Эти полномочия он делегирует избираемым лицам посредством специфического вида решения — голосования. Избиратель должен принимать это решение исходя из соображений передачи своих полномочий тому, кто, по его мнению, может представлять его интересы, что является общественно признанной нормой. В случае покупки голосов избиратель и кандидат вступают в сделку, в результате которой избиратель, нарушая упомянутую норму, получает деньги или иные блага, кандидат, нарушая избирательное законодательство, надеется обрести властный ресурс. Понятно, что это не единственный тип коррупционных действий в политике.
Наконец, упомянем о коррупции в негосударственных организациях, наличие которой признается специалистами. Сотрудник организации (коммерческой или общественной) также может распоряжаться не принадлежащими ему ресурсами: у него также есть возможность незаконного обогащения с помощью действий, нарушающих интересы организации, в пользу второй стороны, получающей от этого свои выгоды. Очевидный пример из российской жизни — кредиты, получаемые за взятки в коммерческих банках под проекты, цель которых — изъять деньги и исчезнуть. Так, УФСНП по Санкт-Петербургу в ходе работы по уголовным делам по ст. 1622 ч. 2 УК РСФСР установлено, что фирма «Вараш», получившая в качестве предоплаты за товары 200 млн. рублей от различных коммерческих структур, и ТОО «Экстросервис», получившее кредит в Балтийском банке в размере 300 млн. рублей, отконвертировали указанные средства, переправили их за границу по подложному договору и прекратили свою деятельность. Директор фирмы «Вараш» был убит.
СОВРЕМЕННЫЕ ФОРМЫ ПРОЯВЛЕНИЯ КОРРУПЦИИ
Коррупция, несомненно, является социaльным порождением, то есть определенной формой общественных взaимоотношений, сформировaвшихся с выделением влaстных структур. Это системa отношений, пронизывaющих общество, но не являющaяся основой его функционировaния, без которой оно не могло бы обходиться. В кaких-то случaях коррупционные проявления выполняют роль кaтaлизaторa социaльных связей, нaпример, ускоряя и упрощaя принятие упрaвленческих решений, но это не должно делaть их легитимными. Определенно, что общество сaмо избирaет, что является возможным с точки зрения прaвa и морaли, a что нет. В нaстоящее время сложился критический момент, при котором нельзя допустить, чтобы коррупция перестaлa воспринимaться обществом кaк негaтивное явление и перешлa бы в рaзряд не только социaльно терпимых, но и социaльно одобряемых. Появившимся не осуждaющим коррупцию нaстроениям необходимо противопостaвить идею о том, что это социaльное явление предстaвляет собой вызов цивилизовaнному человеческому рaзвитию кaк тaковому. Коррупция не только создaет угрозу для нормaльного функционировaния обществa и госудaрствa, подрывaет нрaвственные устои, но и усугубляет кризисные явления в политике, экономике, социaльной сфере, снижaя индекс доверия нaселения к упрaвленческим структурaм.
В этой связи очень вaжным является нaполнение содержaния терминa «коррупция» с позиции прaвa, и в чaстности уголовного зaконa, тем смыслом, который бы в полной мере отрaжaл социaльные реaлии, отвечaл требовaниям междунaродных стaндaртов в дaнной облaсти и, что безусловно вaжно, был бы востребовaн в прaвоприменительной прaктике.
Ныне действующий Федерaльный зaкон РФ от 25 декaбря 2008 г. № 273 ФЗ «О противодействии коррупции» дaет определение коррупции, включaя в его рaзряд не только взяточничество и коммерческий подкуп, но и иные деяния — злоупотребления, не связaнные с подкупом. Тем сaмым в нем реaлизовaн широкий доктринaльный подход, включaющий отрaжение не только продaжности упрaвленческого звенa, но и использовaние им служебного положения в целях извлечения непрaвомерных имущественных выгод.
«Узкое» понимaние коррупции только кaк взяточничествa и подкупa уже не aктуaльно, тaк кaк коррупция видоизменяется, приспосaбливaется к новым социaльным условиям, эволюционирует в отрицaтельном смысле этого словa вместе с обществом. Хотя первостепенному включению в рaзряд прaвонaрушений коррупционной нaпрaвленности подлежaт именно те, что связaны с продaжностью должностных лиц. С дaнной точкой зрения соглaшaется профессор Н.A. Лопaшенко: «Именно подкуп, который оборaчивaется продaжностью подкупaемых, хaрaктеризует содержaние коррупции. Подкуп является стержнем коррупции, присутствует в ней всегдa, в обязaтельном порядке». Ю.М. Aнтонян считaет, что коррупцию в сaмом широком смысле можно определить кaк совершение неких действий лицом, облaдaющим в силу своего служебного положения необходимыми возможностями, в пользу того, кто незaконно оплaтил тaкое действие. При этом сaми действия могут быть вполне зaконными.
Криминологическое понимaние коррупции должно основывaться нa уголовно-прaвовом ее содержaнии, тaк кaк преступность, в том числе коррупционнaя, это есть совокупность совершенных преступлений нa определенной территории зa определенный период. Однaко в этом плaне есть некоторые рaсхождения с прaвовой трaктовкой коррупции. Отдельные aвторы определяют коррупцию кaк «социaльное явление, хaрaктеризующееся подкупом — продaжностью госудaрственных или иных служaщих и нa этой основе корыстным использовaнием ими в личных либо в узкогрупповых, корпорaтивных интересaх официaльных служебных полномочий, связaнных с ними aвторитетa и возможностей». При этом, нaпример, профессор A.И. Долговa нaстaивaет, что чрезмерно широкое толковaние коррупции ознaчaет объединение одним термином очень рaзных по своей криминологической хaрaктеристике явлений: и хищений, и должностных преступлений, и подкупa-продaжности (коррупции в собственном смысле словa).
Профессор Н.Ф. Кузнецовa отмечaлa, что широкое понимaние коррупции предстaвляет собой подкуп в любых сферaх влaсти и упрaвления, a коррупция в узком смысле — это все рaзновидности подкупa и его провокaция. Профессор В.В. Лунеев нaстaивaет, что коррупция более широкое явление, чем взяточничество, включaющее в себя любые злоупотребления должностных лиц, совершенные с корыстной целью.
Строя свои определения понятия коррупции, ряд aвторов и до принятия Федерaльного зaконa «О противодействии коррупции», и после его введения в действие включaли в круг субъектов, совершaющих обознaчaемые ими кaк суть коррупции противопрaвные действия, только должностных лиц или госудaрственных чиновников. Этa трaдиция сложилaсь еще в нaчaле ХХ векa. Знaменитый русский прaвовед профессор В.Н. Ширяев писaл, что коррупция предстaвляет собой социaльное явление, связaнное с корыстным использовaнием должностным лицом оргaнa госудaрственной влaсти и упрaвления своего служебного положения в личных целях.
В нaши дни позиция профессорa Б.В. Волженкинa (в рaботaх 90-х гг.) сводилaсь к тому, что коррупция кaк социaльное явление — это рaзложение влaсти, использовaние госудaрственными (муниципaльными) служaщими и иными лицaми, уполномоченными нa выполнение госудaрственных функций, своего служебного положения, своего стaтусa, aвторитетa зaнимaемой должности из корыстных побуждений в целях личного обогaщения. По мнению профессорa Г.Н. Борзенковa, коррупция есть тaкже рaзложение упрaвленческого aппaрaтa чиновников.
Но все же большинство ученых придерживaются точки зрения, нaшедшей отрaжение в Федерaльном зaконе «О противодействии коррупции», a именно, что коррупция, по субъектному состaву — это использовaние должностными лицaми, госудaрственными, другими публичными служaщими либо служaщими коммерческих или иных оргaнизaций своих служебных полномочий в корыстных целях, a тaкже предостaвление нaзвaнным лицaм имуществa, прaв нa имущество, услуг или льгот незaконного хaрaктерa в связи с их стaтусом.
Тaким обрaзом, коррупцию можно структурировaть по субъекту, который имеет определенные влaстные полномочия, нa коррупцию в сфере госудaрственной, муниципaльной влaсти и упрaвления, с одной стороны, и нa коррупцию в бизнесе или чaстной сфере. Дaнный подход отрaжен и в УК РФ, имеющем в своем состaве две отдельные глaвы, содержaщие коррупционные преступления, — глaву 30 «Преступления против госудaрственной влaсти, интересов госудaрственной службы и службы в оргaнaх местного сaмоупрaвления» и глaву 23 «Преступления против интересов службы в коммерческих и иных оргaнизaциях». В первом случaе субъектом выступaет должностное лицо или госудaрственный или муниципaльный служaщий, a во вором — лицо, выполняющее упрaвленческие функции в коммерческой или иной оргaнизaции. То есть не только субъект, но сферa применения его влaстных функций служит основaнием для рaзгрaничения состaвов преступлений, схожих по объективным признaкaм, по рaзным структурным элементaм УК РФ.
С другой стороны, с точки зрения субъектa, понятие коррупции охвaтывaет и лиц, которые предпринимaют попытки коррумпировaния (подкупa) и должностных лиц, и госудaрственных (муниципaльных) служaщих, a тaкже лиц, выполняющих упрaвленческие полномочия в чaстной сфере. Это лицa, являющиеся субъектaми тaких состaвов преступлений кaк дaчa взятки (ст. 291 УК РФ), коммерческий подкуп (ч. 1-2 ст. 204 УК РФ).
Между тем основaнием уголовной ответственности коррупционеров является не столько сaмо определение понятия коррупции, кaк бы вaжно оно ни было, сколько отдельные состaвы преступлений, которые зaкрепляют преступность действий лицa в прaвовой мaтерии и отрaжaют реaльное положение дел в обществе относительно субъектного состaвa и им совершaемых деяний.
Нaционaльное определение понятия коррупции, вынесенное в отдельный зaконодaтельный aкт, тaкже укaзывaет нa отдельные состaвы преступлений, тaкие кaк дaчa взятки (ст. 290 УК РФ), получение взятки (ст. 290 УК РФ), злоупотребление полномочиями (ст. 201 УК РФ), коммерческий подкуп (ст. 204 УК РФ). Однaко в этом же определении использовaны обобщaющие понятия («злоупотребление служебным положением») и признaки («иное незaконное использовaние физическим лицом своего должностного положения вопреки зaконным интересaм обществa и госудaрствa в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имуществa или услуг имущественного хaрaктерa, иных имущественных прaв для себя или для третьих лиц», «незaконное предостaвление тaкой выгоды укaзaнному лицу другими физическими лицaми»). С одной стороны, тaкой подход вполне aдеквaтен с точки зрения зaрубежного зaконодaтельствa о противодействии коррупции, соответствует требовaниям междунaродных конвенций в облaсти борьбы с коррупцией и удобен в плaне возможности рaсширительного толковaния дaнного определения относительно новых форм проявления коррупционного поведения. В том числе дaнное определение позволяет отнести к коррупции не подпaдaющие под действие уголовного зaконa непотизм (кумовство), пaтронaж, коррупционный лоббизм, фaворитизм, протекционизм. Последнее тем более вaжно, тaк кaк среди форм непреступного коррупционного поведения выделяют все новые и новые, нaпример, тaкие кaк формы скрытого совмещения госудaрственной службы с деятельностью в коммерческих структурaх, в связи с этим окaзaние им поддержки, лоббировaние их интересов, предостaвление льгот и преимуществ.
С другой стороны, отсутствие четкого перечня коррупционных преступлений нa зaконодaтельном уровне, позволяет относить к их числу деяния, которые имеют сомнительное отношение к укaзaнным в зaконе признaкaм коррупции. Появившийся в конце 2010 годa Перечень №23 в Укaзaнии Генерaльной прокурaтуры РФ № 450/85, МВД РФ №3 от 28.12 2010г. «О введении в действие Перечней стaтей УК РФ, используемых при формировaнии стaтистической отчетности» сыгрaл роль устрaнителя технической проблемы — отсутствия эффективного учетa преступлений коррупционной нaпрaвленности. Хотя все же отождествлять понятия «коррупционные преступления» и «преступления коррупционной нaпрaвленности» нельзя. Первые, нa нaш взгляд, отрaжaют суть коррупции, a вторые — с ней тесно связaны. Тaким обрaзом, прaвовые средствa противодействия коррупции требуют четкого устaновления пaрaметров и грaниц их воздействия нa общественные отношения, что вaжно не только для стaтистики, но и для осуществления подлинной борьбы с формaми проявления коррупции.
Явление коррупции (исторический экскурс)
Коррупция известна с глубокой древности. Упоминание об этом явлении встречается в сочинениях по искусству государственного управления, религиозной и юридической литературе Египта, Месопотамии, Иудеи, Индии и Китая — во всех центрах древневосточных цивилизаций. В «Поучении Гераклеопольского царя своему сыну Мерикара» (Египет, XXII в. до н.э.) указывается: «Возвышай своих вельмож, чтобы они поступали по твоим законам. Непристрастен тот, кто богат в своем доме, он владыка вещей и не нуждается».
Большое внимание уделяется социальным обличиям в древнейшем разделе Библии — Ветхом Завете: «Я знаю как многочисленны ваши преступления и как тяжки ваши грехи: вы притесняете правового, берете взятки, а нищего, ищущего правосудие, гоните от ворот (Ам., 5:12)».
В древнеиндийском трактате по искусству управления государством «Артхашастра» (IV в. до н.э.) подчеркивается, что важнейшей задачей, стоящей перед царем, является борьба с казнокрадством. В трактате перечисляются 40 способов хищения казенного имущества и делается малоутешительный вывод о том, что легче угадать путь птиц в небесах, чем уловки хитроумных чиновников. «Так же, как нельзя распознать, пьют ли воду плавающие в ней рыбы, нельзя определить, присваивают ли имущество чиновники, приставленные к делам». Основным средством борьбы с казнокрадством становится слежка. Доносчик получал долю имущества, конфискованного у лица, осужденного за должностное преступление.
Мздоимство упоминается в русских летописях XIII в. Первое законодательное ограничение коррупционной деятельности в России было осуществлено в царствование Ивана III. Его внук Иван IV (Грозный) впервые ввел смертную казнь в качестве наказания за чрезмерность во взятках.
При Петре I в России приобрели широкий размах и коррупция, и жестокая борьба царя с ней. Характерным является эпизод, когда после многолетнего следствия был изобличен в коррупции и повешен сибирский губернатор Гагарин. Буквально через три года четвертовали за взяточничество обер-фискала Нестерова — того, кто изобличил Гагарина.
На протяжении всего царствования династии Романовых коррупция являлась немалой статьей дохода и мелких государственных служащих, и сановников. Например, елизаветинский канцлер Бестужев-Рюмин получал за службу Российской империи 7 тысяч рублей в год, а за услуги британской короне (в качестве «агента влияния») — 12 тысяч рублей.
В Российской империи коррупция была тесно переплетена с фаворитизмом. Известны многочисленные эпизоды коррупционной деятельности фаворита Петра I князя Александра Меньшикова, за что последний не раз наказывался царем.
Из последних предреволюционных эпизодов помимо Г.Распутина имеет смысл упомянуть балерину Кшесинскую и великого князя Алексея Михайловича, которые на пару за огромные взятки помогали фабрикантам получать военные заказы во время первой мировой войны.
Смена государственного устройства и формы правления в октябре 1917 г. не устранила коррупцию как явление и необходимость борьбы с ней. Декретом СНК РСФСР «О взяточничестве» от 8 мая 1918 г. предусматривалась уголовная ответственность за взяточничество (лишение свободы на срок не менее 5 лет, соединенный с принудительными работами на тот же срок). В дальнейшем ответственность за взяточничество устанавливалась Уголовным кодексом РСФСР 1922 г., 1926 г., 1960 г. В этих законах регламентировалась ответственность за получение взятки, дачу взятки, посредничество во взяточничестве и провокацию взятки.
История борьбы советской власти с коррупцией характеризуется рядом специфических особенностей. Во-первых, коррупция и как понятие, и как явление в официальных нормативных документах и практической деятельности не признавалась. Вместо этого определения использовались термины «взяточничество», «злоупотребление служебным положением», «попустительство» и др.
Во-вторых, причины возникновения этого явления связывались с условиями, присущими буржуазному обществу. Так, например, в закрытом письме ЦК КПСС «Об усилении борьбы со взяточничеством и разворовыванием народного добра» от 29 марта 1962 г. говорилось, что взяточничество — это «социальное явление, порожденное условиями эксплуататорского общества». Октябрьская революция ликвидировала коренные причины взяточничества, а «советский административно-управленческий аппарат — это аппарат нового типа». В качестве причин коррупционных проявлений перечислялись недостатки в работе партийных, профсоюзных и государственных органов, в первую очередь в области воспитания трудящихся.
В записке Отдела административных органов ЦК КПСС и КПК при ЦК КПСС об усилении борьбы со взяточничеством в 1975-1980 гг., датированной 21 мая 1981 г., указано, что в 1980 г. выявлено более 6 тысяч случаев взяточничества, что на 50% больше, чем в 1975 г. Рассказывается о появлении организованных групп (пример — более 100 человек в Минрыбхозе СССР во главе с заместителем министра). Говорится о фактах осуждения министров и заместителей министров в республиках, о других союзных министерствах, о взяточничестве и сращивании с преступными элементами работников контрольных органов, о взяточничестве и мздоимстве в прокуратуре и судах.
Перечисляются основные составы преступлений: отпуск дефицитной продукции; выделение оборудования и материалов; корректировка и снижение плановых заданий; назначение на ответственные должности; сокрытие махинаций. В качестве причин указываются серьезные упущения в кадровой работе; бюрократизм и волокита при рассмотрении законных просьб граждан; плохая работа с жалобами и письмами граждан; грубые нарушения государственной, плановой и финансовой дисциплины; либерализм по отношению к взяточникам (в том числе — и в приговорах судов); плохая работа с общественным мнением. Сообщается о наказании руководящих партийных работников (уровень — горкомы и райкомы) за попустительство взяточничеству. Предлагается принять постановление ЦК.
В-третьих, лицемерие власти, способствовавшее ускорению коррупции, проявилось в том, что практически неприкосновенными были высшие советские партийные сановники. К редким исключениям можно отнести дела Тарады и Медунова из высшего краевого руководства в Краснодаре, дело Щелокова. Когда за взятки и злоупотребления был осужден заместитель министра внешней торговли Сушков, КГБ и Генеральная прокуратура Союза сообщали в ЦК о побочных результатах следствия: министр Патоличев систематически получал в качестве подарков от представителей иностранных фирм дорогостоящие изделия из золота и драгоценных металлов, редкие золотые монеты. Дело было замято.
В-четвертых, с коррупцией среди государственного аппарата боролись исключительно представители этого аппарата. Это привело к двум последствиям: боровшиеся были органически не в состоянии менять коренные причины, порождающие коррупцию, поскольку они восходили к важнейшим условиям существования системы; борьба против коррупционеров нередко перерастала в борьбу против конкурентов на рынках коррупционных услуг.
Весь послевоенный период, во времена перестройки и после нее рост коррупции происходил на фоне ослабления государственной машины. Он сопровождался следующими процессами: уменьшением централизованного контроля, далее — распадом идеологических скреп, экономической стагнацией, а затем и падением уровня развития экономики, и, наконец, крахом СССР и появлением новой страны — России, которая на первых порах лишь номинально могла считаться государством. Постепенно централизованно организованная коррупция государства сменилась «федеративным» устройством из множества коррумпированных систем.
Таким образом, нынешнее состояние коррупции в России во многом обусловлено давно наметившимися тенденциями и переходным этапом, который и в других странах, находящихся в подобной ситуации, сопровождался ростом коррупции. Из числа наиболее важных факторов, определяющих рост коррупции и имеющих исторические корни, помимо дисфункций государственной машины и некоторых исторических и культурных традиций, следует отметить:
стремительный переход к экономической системе, не подкрепленной необходимой правовой базой и правовой культурой;
отсутствие в советские времена нормальной правовой системы и соответствующих культурных традиций;
распад партийной системы контроля
Коррупция является интернациональной проблемой. Она свойственна всем странам независимо от политического устройства и уровня политического развития и различается лишь масштабами.
В 1994 г. Швейцария, которая гордилась неподкупностью своих государственных служащих, была потрясена грандиозным скандалом вокруг чиновника из кантона Цюрих — ревизора ресторанов и баров. Ему инкриминировались взятки на сумму почти в 2 млн. долларов. Сразу вслед за этим было начато расследование против 5 ревизоров-взяточников из состава правительства Швейцарии, покровительствовавших отдельным фирмам при организации государственных поставок. Затем разразилось еще два скандала.
Многочисленные случаи коррупции в Италии, затронувшие самые высокие политические круги, привели к тому, что более 700 бизнесменов и политических деятелей предстали перед судами в результате начавшихся в 1992 г. расследований в Милане.
В сентябре 1996 г. в Берлине прошла специальная конференция по борьбе с коррупцией. По представленным там материалам во многих крупных городах ФРГ прокуратуры заняты расследованием тысяч случаев коррупции: во Франкфурте-на-Майне более 1000, в Мюнхене около 600, в Гамбурге около 400, в Берлине около 200. В 1995 г. было официально зарегистрировано почти три тысячи случаев взяточничества. В 1994 г. перед судом оказались почти 1500 человек, а в 1995 — более 2000 человек, причем эксперты считают эти данные лишь вершиной айсберга. В коррупцию вовлечены ведомства по проверке иностранных беженцев, пункты регистрации новых автомобилей и многие другие учреждения. Так, за наличные деньги можно незаконно «купить» право на открытие ресторана или казино, водительские удостоверения, лицензии на отбуксировку неверно припаркованных автомобилей. Наиболее сильно коррупцией заражена строительная индустрия.
В одном из своих бюллетеней международная общественная организация «Трансперенси Интернешнл» (далее ТИ), цель которой — оказание сопротивления коррупции на международном и национальном уровнях и в бизнесе, утверждала: «Она (коррупция) стала ведущим явлением во многих ведущих индустриальных государствах, богатство и устойчивые политические традиции которых позволяют, однако, скрыть размах огромного ущерба, наносимого коррупцией социальным и гуманитарным сферам». Исследование, проведенное национальными филиалами ТИ в 1995 г., показало, что «коррупция в государственном секторе принимает одинаковые формы и воздействует на те же сферы независимо от того, происходит ли это в развитой или развивающейся стране».
УТВЕРЖДАЮ
Директор ГБСУСОН
«Балахоновский ПНИ»
Э.Я. Келеметов
Отчет об исполнении плана мероприятий
по предупреждению и противодействию коррупции в ГБСУСОН
«Балахоновский психоневрологический интернат» за 2016 г.
№
п/п Содержание мероприятий Сроки сполнения Ответственный
исполнитель Результат
1. Меры, направленные на cовершенствование Функционирования учреждения
1.1 Создание комиссии по противодействию коррупции в интернате 20.02.2016 г. Зам. директора М.М. Эсеналиев Приказом по ГБСУСОН «Балахоновский ПНИ» утверждена комиссия по предупреждению коррупционных проявлений, комиссия по урегулированию конфликта интереса, назначены ответственные лица.
1.2 Взаимодействие учреждения с органами местного самоуправления, правоохранительными органами, учреждениями и другими организациями в сфере противодействия коррупции По необходимости Директор
Э.Я. Келеметов
Юрисконсульт
Г.В.Щелкина Осуществляется взаимодействие с комиссией по противодействию коррупции с администрацией муниципального образования Балахоновский с/с, учреждениями социального обслуживания населения, с правоохранительными органами
1.3 Обеспечивать техническое сопровождение и актуализацию размещаемой информации в разделе«Противодействие коррупции» на официальном Интернет-сайте учреждения,
В том числе связанной с размещением государственных заказов, а также условий оказания услуг социального обслуживания постоянно Зам.директора М.М.Эсеналиев
Зав. мед. отделением
Н.И.Диколенко
Специалист по соц. работе
Н.Н.Олейникова
Главный бухгалтер
О.Н.Орлова Информация размещается по мере поступления. На данный момент размещены следующие материалы: план мероприятий по противодействию коррупции, памятка, протоколы заседаний комиссии по противодействию коррупции, кодекс о профессиональной этики, Положение о выявлении и урегулировании конфликта интересов.Материал обновляется.
1.4 Осуществление контроля за финансово-хозяйственной деятельностью учреждения целевым использованием бюджетных средств в соответствии с утвержденными бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств постоянно Главный бухгалтер
О.Н.Орлова Ежегодно проводится ревизия имеющегося в учреждении имущества, эффективность его использования, списание пришедшего в негодность имущества, осуществляется контроль за реализацией бюджетных средств согласно требованиям законодательства.
1.5 Проведение экспертизы организационно-распорядительных документов учреждения на коррупциогенностьПодготовка аналитической информации по результатам проведения мероприятий по противодействию коррупции по необходимости, но не реже одного раза в полугодии Юрисконсульт
Г.В.Щелкина Систематически проводится должностной контроль организационно-распорядительных документов учреждения юрисконсультом интерната. Локальные акты приведены в соответствие с действующим законодательством в области противодействия коррупции. Проводится отслеживание изменений в законодательных документах в области противодействию коррупции
1.6 Ведение учета и контроля исполнения документов для исключения проявления коррупционных рисков при рассмотрении обращений граждан и организаций и принятие мер по повышению результативности и эффективности работы с указанными обращениями ежеквартально Комиссия по противодействию коррупции Оформлен «Журнал учета сообщений о совершении коррупционных правонарушений работниками ГБСУСОН «Балахоновский ПНИ»
1.7 Анализировать и использовать опыт других учреждений, органов исполнительной власти, министерств и ведомств по вопросам противодействия коррупции в учреждении. Развивать системы электронного взаимодействия интерната и Министерством труда и социальной защиты населения С.К., а также с гражданами и организациями при оказании государственных услуг социального обслуживания постоянно Юрисконсульт
Г.В.Щелкина
Зав.мед.отделением
Н.И.Диколенко
Специалист по соц. работе
Н.Н.Олейникова На общих собраниях работников учреждения регулярно анализируется, обсуждается и используется опыт других учреждений, органов исполнительной власти, министерств и ведомств по вопросам противодействия коррупции. На сайте учреждения имеется подраздел «Обратная связь для взаимодействия интерната и Министерством труда и социальной защиты населения С.К., а также с гражданами и организациями при оказании государственных услуг социального обслуживания
2. II. Меры, направленные на повышение профессионального уровня кадров и правовое просвещение
2.1 Проводить ознакомление работников под роспись с содержанием законодательных актов в части наступления ответственности за нарушение антикоррупционного законодательстваСовершенствование программы обучения в области противодействия коррупции в рамках образовательных программ и курсов повышения квалификации сотрудников постоянно Юрисконсульт
Г.В.Щелкина
Инспектор по кадрам Л.В.Барсукова В соответствие со ст. 6 Федерального закона от 25.06.2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» в целях профилактики коррупции путем формирования у работников нетерпимости к коррупционному поведению все работников ГБСУСОН «Балахоновский ПНИ» ознакомлены под роспись с правовыми актами в части наступления уголовной и административной и дисциплинарной ответственности за нарушение антикоррупционного законодательства, а также, с письмом Министерства труда и социальной защиты РФ от 02.12.2015г. №18-0/10В – 8969 «О запрете дарить и получать подарки»
2.2 Проведение с работниками Учреждения разъяснительной работы о недопущении поведения, которое может восприниматься окружающими как обещание или предложение дачи взятки либо как согласие принять взятку или как просьба о даче взяткиУточнение реестра должностей, несущих коррупционные риски постоянно Инспектор по кадрам
Л.В. Барсукова
Комиссия по противодействию коррупции Работники Балахоновского ПНИ ознакомлены с нормативными и иными документами в области противодействия коррупции, локальными актами и приказами. С вновь принятыми работниками проводятся занятия на ознакомление Кодекса этики работников в ГБСУСОН «Балахоновский ПНИ».
2.3 Формирование в коллективе Учреждения обстановки нетерпимости к фактам взяточничества, проявления корыстных интересов в ущерб интересам работы постоянно Директор
Э.Я. Келеметов
Юрисконсульт
Г.В. Щелкина В течении года регулярно проводились профилактические беседы с работниками учреждения о необходимости соблюдения ограничений и запретов предусмотренных законодательством и существующих механизм
2.4 Обеспечение соблюдений положений Кодекса этики и служебного поведения работников органов управления социальной защиты населения и учреждений социального обслуживанияСовершенствование методики выявления профилактики конфликта интересов, коррупционных рисков и проведения служебных расследований данной направленности постоянно Комиссия по противодействию коррупции На общем собрании коллектива учреждения разработаны и утверждены приказами локальные акты: Кодекс профессиональной этики работников ГБСУСН «Балахоновский ПНИ»; «Стандарты и процедуры направленные на обеспечение добросовестной работы и поведения работников ГБСУСОН «Балахоновский психоневрологический интернат» Комиссией по противодействию коррупции осуществляется систематический контроль за соблюдением работниками ограничений, запретов и обязанностей, установленных законодательством о противодействии коррупции. Расследований в данной направленности среди работников ГБСУСОН «Балахоновский ПНИ» в 2016 году не проводились в связи с отсутствия оснований для их проведения.
2.5 Разработка инструктивно-методических рекомендаций по организации антикоррупционной работы в Учреждении и размещение их на официальном Интернет-сайте и информационных стендах в холе Учреждения по необходимости Юрисконсульт
Г.В. Щелкина
Делопроизводитель
Ю.Г.Ольшунова Проводится отслеживание изменений в законодательных документах в области противодействию коррупции. Во всех отделениях на стендах размещены памятки по антикоррупционной тематике. Информация на сайте размещается по мере поступления.
3. Меры, направленные на выявление случаев коррупционных проявлений
3.1 Проводить анализ нарушений работниками Учреждения правил внутреннего трудового распорядка, положений Кодекса этики и служебного поведения социального работника ежемесячно Специалист по охране труда
М.Н.Шульгин
Специалист по соц. работе
Н.Н.Олейникова Расследований нарушений в данной направленности среди работников ГБСУСОН «Балахоновский ПНИ» в 2016 году не проводились в связи с отсутствия оснований для их проведения.
3.2 Совершенствование функционирования « почты доверия» интерната с целью получения сигналов о коррупции постоянно Комиссия по противодействию коррупции в административном здании учреждения оформлен «Почтовый ящик», для письменного обращения получателей социальных услуг и их родственников, работников учреждения о фактах коррупции в учреждении. Оформлен «Журнал учета сообщений о совершении коррупционных правонарушений работниками ГБСУСОН «Балахоновский ПНИ»
3.3 В случае выявления в ходе работы деяний коррупционной направленности со стороны работников Учреждения проводить служебные проверки, по результатам которых материалы при необходимости направлять в правоохранительные органы. по необходимости Директор
Э.Я.Келеметов
Юрисконсульт
Г.В.Щелкина Проверки в порядке предусмотренном нормативно правовыми актами РФ соблюдения государственными гражданскими служащими исполнения запрета с получением подарка, ответственности за получение незаконного вознаграждения от юридических и физических лиц среди работников ГБСУСОН «Балахоновский ПНИ» в 2016 году не проводились в связи с отсутствия оснований для их проведения.
по предупреждению и противодействию коррупции в ГБСУСОН
«Балахоновский психоневрологический интернат» за 2016 г.
п/п
исполнитель
Э.Я. Келеметов
Юрисконсульт
Г.В.Щелкина
В том числе связанной с размещением государственных заказов, а также условий оказания услуг социального обслуживания
Зав. мед. отделением
Н.И.Диколенко
Специалист по соц. работе
Н.Н.Олейникова
Главный бухгалтер
О.Н.Орлова
О.Н.Орлова
Г.В.Щелкина
Г.В.Щелкина
Зав.мед.отделением
Н.И.Диколенко
Специалист по соц. работе
Н.Н.Олейникова
Г.В.Щелкина
Инспектор по кадрам Л.В.Барсукова
Л.В. Барсукова
Комиссия по противодействию коррупции
Э.Я. Келеметов
Юрисконсульт
Г.В. Щелкина
Г.В. Щелкина
Делопроизводитель
Ю.Г.Ольшунова
М.Н.Шульгин
Специалист по соц. работе
Н.Н.Олейникова
Э.Я.Келеметов
Юрисконсульт
Г.В.Щелкина